Артемий Пушкарев. Код архитектора | Независимая Газета 28.03.2015

 Галерея А3, чаще всего работающая с разного рода нон-конформистами и широким кругом их наследников, впервые обращается к архитектуре, показывая графику Сергея Эстрина, известного московского архитектора. Эстрин не принадлежит к лагерю бумажников, прославившихся в 1980-е и 1990-е годы концептуальными рисунками и объектами, принципиально не переводимыми в постройки, всю свою профессиональную жизнь он много и с удовольствием строит. Самым известным зданием Эстрина стал внешний короб, закрывший старую синагогу на Большой Бронной прозрачным, невесомым фасадом, неожиданно закрепившемся в почти замковой, брутальной угловой башне.

 Уже на входной лестнице видишь не аккуратный рисунок в рамочке, а полосу граффити по содранной штукатурке с фигурами среди испаряющихся колонн. Позже оказывается, что по всем трем выставочным залам прошлась та же рука, ободрав с потолка до пола краску, под которой обнажился настоящий каркас старинного здания – где камень, где кирпич, где слой потрескавшейся штукатурки. Каждое из этих обнажившихся полей Эстрин покрыл такими же наскальными рисунками, то кропотливо-изящными, то размашистыми. Все это оказывается ловкой иллюзией, и за стены галереи можно не беспокоиться.

 Архитектор пояснил, что его целью был не веселый трюк, а работа с разными масштабами в одном пространстве, меняющая восприятие. И действительно, в противовес к огромным граффити, и часто прямо поверх них, идут строгие, музейные ряды рисунков. Все они выполнены в разном стиле и технике, с использованием, кроме привычных для жанра архитектурной графики карандаша, пера и акварели, самых неожиданных материалов. Как установил автор, медный поталь, нанесенный на стекло, дает эффект не полностью закрепленных, чуть дрожащих лепестков Этот трепет дает ощущение воздуха в подчеркнуто линейном триптихе «Площадь» — своеобразном воспоминании о соборах на европейских площадях. Краски для ткани, использованные на бумаге, начинают светиться изнутри, что равно подходит и почти пленерным, стремительным наброскам и каприччо со зданиями из серии «Наслоения», закручивающимися в перспективные воронки.  А для достижения необходимой фактуры можно использовать и расческу, и веерные кисточки для румян, позаимствованные у супруги, как в экспрессивной серии с готическими мотивами «Утреннее дрожание архитектуры».

Фантазия Сергея Эстрина легко совмещает дом и мост в одном объекте.	Фото пресс-службы галереи А3
Фантазия Сергея Эстрина легко совмещает дом и мост в одном объекте. Фото пресс-службы галереи А3

 Сергей Эстрин, однако, не делает непрерывный эксперимент первоцелью. Его графические листы, среди которых встречаются и абстрактные и концептуальные разработки формы и тектоники, в первую очередь демонстрируют интерес к точному выражению каждой архитектурной мысли. Выставка, озаглавленная «Код Эстрина», предполагает, по словам куратора Анастасии Докучаевой, возможность заглянуть в обычно закрытую лабораторию архитектора и художника и проследить, как рождаются, эволюционируют и проникают в его проектную работу самые разные архитектурные образы. Автор не делает натурных зарисовок, но на выставке есть раздел с квазитрадиционными эскизами. Немало места отведено его архитектурным фантазиям, отдельная секция представляет футуристически авангардные работы, отсылающие к практике советского конструктивизма 1920-х. Еще одна часть экспозиции посвящена переходным формам между чисто художественными экспериментами и работой над проектами. Архитектурные кальки также выставлены в одной из множества ниш в стенах галереи, причем они выглядят не менее энергичными и острыми, чем другие листы. Завершает все видеоинсталляция «Внутренние перспективы»: в темноте возникают линейные архитектурные построения, позволяющие из-за своего увеличенного масштаба почувствовать пространство и логику его развития, как это делает архитектор.

 Одна из постоянно возникающих проблем современной архитектуры: должен ли архитектор рисовать или может полностью довериться могуществу компьютерных программ? Эстрин не считает, что каждый практикующий архитектор обязан быть художником, однако не сомневается, что живой рисунок – это не только необходимый тренинг профессионала, но и единственное средство точно донести до других возникшую в уме картинку будущего здания. Современные строительные технологии делают возможным осуществление практически любого каприза, но сформулировать его бывает гораздо труднее. На этот вызов можно ответить по старинке  свободным полетом профессиональной фантазии.

Артемий Пушкарев для НГ Антракт
Фото Wladimir Obrossov