Религиозный центр на Большой Бронной улице в Москве | Качественная архитектура 2006

Секулярные или религиозные символы — вместилища как осознанных, так и подсознательно оберегаемых истин, разделяемых всей общиной, обуславливают ее устойчивое существование в истории.

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

Центральным символом еврейской национальной традиции является Иерусалим. Священный Град Давидов, синоним Сиона и матери Церкви в коллективной еврейской душе означает также Землю обетованную и народ. «Иерусалимское самосознание» никогда не отделяет земной материальный Иерусалим, наполненный суетой повседневной жизни от Небесного. В уста Господа вложены слова: «Не войду в Иерусалим небесный, доколе не пребуду прежде в Иерусалиме земном».

Религиозный центр Еврейской Общины Любавических Хасидов на Большой Бронной улице в Москве был открыт в сентябре 2004 года (в канун нового церковного года). Реконструкция комплекса была приурочена к 120-летию со дня основания местной синагоги. Объектом культового назначения бывший жилой дом банкира Лазаря Полякова, построенный в 1875 году по проекту архитектора Михаила Чичагова, стал в 1883 году. Синагога располагалась в доме на Б. Бронной до 1937 года, когда по обвинению в «контрреволюционной пропаганде террористического характера» был расстрелян ее раввин. Затем здание передали Совету Профсоюзов. С середины 50-х годов в нем располагался Всесоюзный дом народного творчества имени H.K. Крупской. В течение последующих десятилетий здание неоднократно реконструировалось. В 1991 году синагогу вернули верующим.

Как объект культового зодчества, синагога не имеет канонов. Она является, прежде всего, духовным центром притяжения общины — религиозным, культурным, политическим. «При разработке проекта реконструкции синагоги, — говорит руководитель творческой мастерской архитектор Сергей Эстрин, — перед нами была поставлена задача — создать сооружение, обладающее высоким потенциалом духовности, ощутимо, осязаемо связанное с древнейшей историей и культурой еврейского народа; место, где проходит повседневная жизнь евреев: где люди собираются на молитву, изучают Тору, встречают Субботу (шабат) и другие религиозные праздники, помогают бедным, учат детей, продают книги, где хранятся свитки Торы…».

Успешно справиться с поставленными задачами архитекторам помогли следующие ключевые принципы: «связь времен» обеспечивается бережным отношением к историческому месту, воспроизведением фасадов старой синагоги, включением их в интерьер нового комплекса; движение вдоль «стены истории» сопровождается рассказом об основных этапах становления свободы и независимости еврейского народа; «лестница к свету» символизирует духовное восхождение к высшему знанию; «открытость повседневной жизни» достигается организацией большого приветливого входа, устройством светопрозрачных перегородок между помещениями, хорошей освещенностью коридоров, идущих вдоль наружных стен, повсеместным использованием «струящегося света».

Объемно-пространственная композиция нового 3—5-этажного комплекса разрабатывалась с учетом общей градостроительной ситуации, максимально тактичного включения архитектурного сооружения в исторически сложившуюся среду, обеспечения нормативных уровней инсоляции помещений соседних жилых домов. Современная версия религиозного центра ассоциируется с саркофагом, историческим ядром которого является существующее здание синагоги (подобно вечному граду Иерусалиму — вечно древнему и современному одновременно). Культовое сооружение наделяется мощной лепкой форм: проектируемый объем (с размерами в осях 31,62 м х 37,74 м х 21,00 м) включает существующий двухъярусный объем прямоугольной конфигурации в плане (с размерами в осях 21,32 м х 25,14 м х 7,60 м), надстроенный двухсветным цилиндром большого зала, сопряженным с трапециевидным объемом трехсветного атриума. Левое пятиэтажное крыло свободных очертаний представляет собой сложное сопряжение округлой в плане башни (с эллипсовидной клеткой парадной винтовой лестницы) с трапециевидным объемом многофункционального назначения. На 3 и 4 этажах имеются обширные эксплуатируемые кровли с зелеными насаждениями. Проектом предусмотрен высокий уровень благоустройства прилегающей территории; участок обнесен декоративным ограждением; выполнены работы по ночной подсветке фасадов, ориентированных на Большую Бронную улицу.

Главный вход в комплекс расположен по центральной оси существующего ядра. Входная группа решена в виде единого перетекающего пространства обширного вестибюля-атриума с зоной рецепции (144,1 м2) и левого крыла-башни, включающего: помещение диспетчерско-охранной службы, гардероб, лифтовой холл, холл для VIP-посетителей, парадную винтовую лестницу. По центральной оси вестибюль-атриум сообщается с вестибюлем малого зала, откуда открывается доступ к малому молельному залу синагоги (130,60 мг), магазину иудаистики, мужским и женским туалетным комнатам, лестничному холлу, а также к помещениям благотворительного отдела: офису, обеденному залу, цехам кухни, складу; для обеспечения удобного и безопасного функционирования объекта на первом этаже предусмотрены также: дополнительные лестничные клетки, оборудованные эвакуационными выходами, лифтовой грузопассажирский холл. Дополнительные офисы и администрация благотворительного отдела располагаются на втором этаже исторического ядра, откуда открывается доступ на женский балкон малого молельного зала (еврейское богослужение традиционно предполагает раздельное нахождение мужчин и женщин). Здесь же предусмотрены офис учебных программ, помещения иешивы (гимназии с углубленным религиозным образованием, где обучение также раздельное). В левом крыле расположились детские классы, компьютерный зал; в башне — зал приемов и переговоров. Планировочным ядром третьего этажа является двусветное пространство большого круглого зала синагоги (331,3 м2) с обширной группой обслуживающих помещений, через главный вестибюль и кулуары большой зал сообщается с комнатой написания Торы, разместившейся в левом крыле, и с экспозицией мемориального музея трагедии и героизма, с балконом «девятисвечника» на главном фасаде башни (золотой девятисвечник — один из главных культовых предметов, символ еврейского национального наследия и традиций). На четвертом этаже расположен женский балкон большого зала, комната обрезания, мемориальный зал (в память жертв Холокоста — миллионов евреев, погибших в годы репрессий и мировых войн); здесь предусмотрены также: офис директора здания, санузлы, группа технических помещений и балконов; через кулуары большого зала осуществляется выход на эксплуатируемую кровлю площадью порядка 284, 4 мг (некоторые обряды в иудаизме, например свадьбу можно проводить только под открытым небом). Пятый этаж левого крыла-башни отдан под бар-ресторан, состоящий из двух обеденных залов (70 и 30 мг), офиса ресторана, санузлов для посетителей, раздаточной, цехов кухни, моечной, помещений персонала. Ресторан-бар имеет выходы на обширную эксплуатируемую кровлю большого зала (313,20 м2) и северо-восточный балкон (40 м2).

В объекте культового назначения выбор форм приобретает символичное звучание. Так, свободная обтекаемая конфигурация левого крыла напоминает свиток Торы, протяженная плоская правая стена символизирует листы Талмуда. Трапециевидный объем вестибюля-атриума с наклонным навесным фасадом и четырьмя изогнутыми колоннами с энтазисом схожа с Ковчегом Завета (Ковчег Завета — главный культовый предмет в синагоге — обращенный к Храмовой горе в Иерусалиме, в нем хранятся свитки Моисеева Пятикнижия (Торы). Через стеклянный фасад вестибюля-атриума просматривается воссозданный исторический фасад синагоги. В интерьере западная стена, или «стена истории», идущая вдоль прямой многомаршевой лестницы большого зала, символизирует также Стену Плача в Иерусалиме — еврейскую святыню — уцелевший участок стены, окружавший Храмовую гору во дни Второго Храма. Символичен и подбор материалов. Так, для облицовки фасадов комплекса использовался натуральный известняк-ракушечник, напоминающий «иерусалимский» камень (Иерусалим издавна был обнесен белокаменной стеной из известняка, что нашло отражение в гербе вечного города). Для пущего сходства с прототипом камень из молдавских каменоломен — пиленый и колотый известняк — был подвергнут специальной химической обработке. Складчатый подвесной потолок вестибюля-атриума отделан панелями из золотистого дерева с волнистым рельефом, создающим эффект песчаных барханов — в напоминание о Синайской пустыне, по которой в течение сорока лет водил Моисей свой народ, где ему и были дарованы скрижали с десятью заповедями, положенными в основу монотеистической веры. Исход из Египта с тех времен является символом свободы и независимости евреев. Символично цветовое решение комплекса. В отделке преобладают классические, но всегда современные цвета: белый, желтый, коричневый и голубой. Белый и голубой — цвета государственного флага Израиля. Голубая Звезда Давида украшает гранитный пол малого и большого залов синагоги, в форме Звезды Давида выполнен барабан светового фонаря над большим залом. Выдающееся образное, объемнопланировочное решение объекта было высоко оценено жюри ежегодного фестиваля архитектуры «Зодчество-2005», по традиции проходящего осенью в Манеже, где проект реконструкции религиозного центра на улице Б. Бронная был удостоен большой бронзовой награды.

Несущие и ограждающие конструкции

Важнейшим этапом разработки проекта реконструкции стало проведение инженерных изысканий, диагностика деформаций и оценка технического состояния несущих и ограждающих конструкций существующего ядра. В ходе изысканий были расшиты несущие стены и фундаменты синагоги, определены технические способы их укрепления и степень инженерного вмешательства в сложившуюся конструктивную схему.

Конструктивное укрепление подразумевало восстановление и поддержание функций несущих элементов старого здания. Технологическое укрепление представляло собой цементацию и инъектирование пустот в грунтах, фундаментах, стенах специально подобранным раствором — весьма рациональный способ укрепления каменной кладки, поврежденной трещинами. В качестве основного компонента раствора использовался цемент высоких марок. Для нагнетания раствора применялись механические и ручные насосы, создающие давление 6—8 атмосфер.

Конструкторами были разработаны комбинации открытых и скрытых(дополнительно вводимых в укрепляемые конструкции) элементов. Так, в несущие стены существующей синагоги были введены железобетонные колонны усиления, обвязанные мощным железобетонным ростверком толщиной 400 мм, по которому были уложены железобетонные балки сечением 200 мм х 400 мм. Таким образом, высота железобетонного короба, основное предназначение которого — воспринимать нагрузку от надстраиваемого объема большого зала, составила 800 мм. Благодаря комплексу инженерных мероприятий существующий каменный каркас не несет дополнительных нагрузок.

В конструктивной системе проектируемого комплекса нашли отражение все пять принципов современной архитектуры, сформулированных в свое время Ле Корбюзье.

1. Каркасная конструкция. Основные несущие элементы выполнены из монолитного железобетона. Под западной стеной предусмотрен ленточный железобетонный фундамент; под округлой башней левого крыла — фундамент в виде монолитной железобетонной плиты; под несущими колоннами устроены фундаменты стаканного типа.

2. Свободно стоящие колонны и опирающиеся на них армированные балки воспринимают нагрузки, что позволяет высвободить стены и сделать их ненесущими. Особый интерес представляет конструкция «ковчега» в трехсветном
вестибюле-атриуме. Стеклянный навесной фасад с отрицательным уклоном удерживают четыре изогнутые металлические колонны с энтазисом (переменного двутаврового сечения); колонны установлены с шагом 4,2 м и для придания дополнительной жесткости «прошиты» по горизонтали в двух уровнях металлическими связями; на колоннах зафиксированы анкеры — точечные держатели навесного стеклянного фасада. Вертикальные тяжи от колонн пропущены и к верхнему перекрытию, на котором фактически и держится весь алюминиевый витраж с двухкамерными стеклопакетами (стекло производства Саратовского стеклозавода).

3. Свободный план — одно из основных преимуществ, которым обладает каркасная система, позволяет моделировать пространство в пределах каждого этажа. Гибко формируют интерьерное пространство криволинейная винтовая лестница, изогнутые и плоские светопрозрачные перегородки.

4. Свободный от нагрузок фасад предполагает свободу организации оконных проемов. Проектом предусмотрены большие площади ленточного остекления. Западная стена прорезана узкими полосами ленточных окон, которые не только несут эстетическую нагрузку и выполняют определенные функции (освещение прямой многомаршевой лестницы), но и играют конструктивную роль. Дело в том, что протяженная западная стена является частично теплой, частично холодной конструкцией, и ленточные окна выполняют функцию термомостов, предохраняя плоскость стены от деформаций.

5. Эксплуатируемая кровля. Плоская кровля-сад является актом дополнительного пространственного раскрытия дома «кверху». Технологии внутренней отделки В 2004 году специалистами Центра историко-градостроительных исследований был выполнен проект восстановления исторического фасада синагоги. Перед финишной окраской каменные стены были очищены, швы и трещины обработаны фасадным акрилово-латексным герметикой MAKROSIL WA430. Для окраски исторического здания использовались известковосодержащие материалы Linea Centri Storici (Декор-центр OIKOS), хорошо совместимые со старинной пористой основой каменной кладки. Реставрированные фасады украшены декоративными элементами религиозной символики.

Технологии внутренней отделки

В 2004 году специалистами Центра историко-градостроительных исследований был выполнен проект восстановления исторического фасада синагоги. Перед финишной окраской каменные стены были очищены, швы и трещины обработаны фасадным акрилово-латексным герметиком MAKROSIL WA430. Для окраски исторического здания использовались известковосодержащие материалы Linea Centri Storici (Декор-центр OIKOS), хорошо совместимые со старинной пористой основой каменной кладки. Реставрированные фасады украшены декоративными элементами религиозной символики.
Для внутренней отделки помещений представительской группы использовались природные материалы. Полы в общественных зонах облицованы гранитом четырех оттенков: коричневым, желтым, голубым, белым. На гранитном полу большого круглого зала выполнена инкрустация в виде Звезды Давида, при этом звездные лучи, проходя через дверные проемы, продолжаются в вестибюле и кулуарах, способствуя визуальной связи помещений объекта. В форме Звезды Давида выполнен световой барабан большого зала. Потолки подвесные деревянные и гипсокартонные. Железобетонные стены оштукатурены, окрашены белой фасадной краской. На алюминиевые конструкции витражей и оконные переплеты нанесено покрытие «коричневый металлик XDK С038». Плоская эксплуатируемая кровля озеленена. В вестибюле-атриуме предусмотрено место для посадки «Древа Жизни» и устройства искусственного ручья. Наружная облицовка башни из пиленого известняка выполнена таким образом, что создает дополнительный эффект глубины при ночной подсветке здания. Высокий цоколь отделан колотым известняком, создающим живописную светотень.

Инженерное оборудование

Религиозный центр оснащен централизованными системами водо-, тепло-, энергоснабжения и канализации; имеет собственную трансформаторную подстанцию, расположенную на восточной границе участка. Выполнен монтаж современного инженерного оборудования от ведущих европейских и российских производителей: предусмотрены системы приточно-вытяжной вентиляции с фильтрацией и обработкой воздуха, очистки воды, противопожарной защиты и дымоудаления из встроенной автостоянки. Здание оборудовано пассажирскими и грузовыми лифтами OTIS. В системах теплоснабжения применяются водяные медно-алюминиевые радиаторы, используются также и встроенные системы отопления. На крыльце главного входа устроены электроподогреваемые полы для предохранения отобразования наледи. Центральный тамбур оборудован тепловой пушкой. У входа в комплекс установлены металлоискатели. Безопасность здания и прилегающей территории обеспечивает многоуровневая система охраны. Управление системами жизнеобеспечения комплекса осуществляет система «Умный дом» (Smart Home).

Качественная архитектура

Выполненные работы