Татьяна Пашинцева. 10 лет позитивного креатива | archi.ru, 09.04.2012

Для архитектора Сергея Эстрина 2012-й год дважды юбилейный – 21 января он отметил свое 50-летие, а 3 апреля 10 лет исполнилось основанной им мастерской. Торжества по случаю дня рождения «Архитектурной мастерской Сергея Эстрина» (АМСЭ) прошли в знаковом для Сергея и его коллектива месте – Синагоге на Большой Бронной, реконструкция которой была одной из первых работ мастерской.

За полчаса до начала торжественной части вечера Сергей Эстрин провел журналистов по всем этажам синагоги, познакомил со зданием, рассказал об основных этапах реконструкции, сложных и курьезных моментах работы над проектом. Несмотря ни на то, что пишущая братия фактически вторглась в размеренную жизнь общины, ни на то, что среди журналистов были женщины, которые не имеют права заходить в  мужской молельный зал, гости юбиляра были встречены очень доброжелательно. Сам раввин Ицхак Коган провел группу в основной молельный зал, где показал чудом сохранившийся с 1937 года шкаф со свитками торы (совокупность иудейского традиционного закона (прим. Мастерской)), а под ковром на «кафедре» – люк подземного хода, через который можно было уйти во время погромов. Забавно, что в настоящее время он ведет в банк, расположившийся рядом с синагогой. Когда это обнаружили владельцы банка, проход забетонировали. Может быть, и зря: банкиры могли бы использовать этот короткий путь для того, чтобы попасть в недавно появившийся на пятом этаже синагоги ресторан с открытой верандой.

«Пятый этаж» – это не оговорка: синагога – живой, развивающийся организм, и как только появляются пожертвования, она прирастает новыми помещениями и этажами. Так что архитекторы уже 10 лет «выращивают» это здание, что требует постоянно поиска оригинальных решений, не только архитектурных, но и конструктивных. Так для зала на четвертом этаже мастерская разработала уникальный раздвижной потолок, а разрушившиеся за 285 лет фундаменты старой части синагоги пришлось восстанавливать при помощи инъекций бетона и арматуры. Об этой кропотливой, ювелирной работе журналистам рассказал конструктор мастерской С.Б.Шац. Не удивительно, что во время чествования юбиляра президент Союза архитекторов России Андрей Боков высоко оценил именно эту работу мастерской: «Построить в России синагогу — это подвиг. А сделать волнующую красивую архитектуру синагоги – это двойной подвиг. Место Сергею на небесах обеспечено».

С другими постройками и проектами мастерской, выполненными за 10 лет работы, можно было познакомиться в зале торжеств на третьем этаже. Казалось бы, 10 лет для архитектурной деятельности – это не так уж и много, но, как справедливо заметил один из выступавших, «10 лет работы в нашей постоянно меняющейся стране – срок очень большой». АМСЭ за это время выполнено множество проектов зданий, жилых и корпоративных интерьеров. Работы яркие, с неожиданными формами и деталями, насыщенные цветом и образами, иногда экстравагантные, но всегда отмеченные «интеллигентной стильностью», как сказал архитектурный критик Николай Малинин, который вел этот торжественный вечер.

Анна Бабаджанян, руководитель института охраны зрения Johnson&Johnson Visual Care, интерьер которого придумала АМСЭ, очень образно описала впечатление, которое производят постройки мастерской на окружающих: «При виде нашего офиса все могли сказать только: «Вау!». Прошло три года, но до сих пор все, кто попадает к нам впервые, не может удержаться от этого восторженного восклицания».

Клиенты вообще любят Сергея Эстрина и даже, меняя место работы, переходя из компании в компанию, не расстаются с ним, обращаются с новыми заказами. Почему? На протяжении вечера со сцены звучали самые разные ответы на этот вопрос: «он умеет слушать и слышать», «влияет на мировосприятие и профессиональный рост», «его работы восхитительны, от них нельзя оторвать глаз». Но, наверно, самое главное, что это чувство взаимно: юбиляр уверен, что «заказчик имеет право получить то, что он хочет. Надо с уважением относиться к пожеланиям клиента и не навязывать ему свое видение и пристрастия».

На вопрос, что ему самому близко в искусстве, чем он вдохновляется, Сергей Эстрин ответил: «Я люблю Италию, люблю путешествовать по Европе. Там я обычно смотрю только старую архитектуру. Она романтична, духовна, эмоциональна и при этом сдержанна. Это больше чем просто функция – это искусство. А в современной архитектуре заметно желание произвести впечатление любой ценой. Я не говорю, что это плохо, но иногда бывает чересчур. Я и сам работаю в современной стилистике, стараюсь сделать что-то эффектное, удержать внимание, вызвать эмоции. Современный мир буквально засыпает человека впечатлениями, красками, звуками, и архитектура вынуждена конкурировать с остальными областями искусства, чтобы стать заметной в этом потоке. Думаю, главной задачей архитектора является настроить человека на восприятие красоты, вызвать у него острые эмоции».

Более полно познакомиться с работами Сергея Эстрина, его творческим кредо и профессиональной кухней мастерской теперь можно и с помощью книги, выпущенной издательством «TATLIN». В портфолио длиной в 10 лет вошли не только проекты и постройки, но и рисунки Сергея – мастерски исполненные в разных техниках графические зарисовки архитектурных объектов и фантазии на архитектурные темы. Как заметил сам Эстрин, рисует он много и с удовольствием.

Вообще в этот день создалось впечатление, что все, что делает Сергей – проектирует, рисует, воспитывает четверых детей, занимается спортом, общается, – он делает с удовольствием. И очевидно, что подобный заряд позитива распространяется и на окружающих. Со своим партнером – генеральным директором Константином Левиным – Сергей Эстрин, например, не расстается еще со времени работы в Capital Group. В его мастерской нет текучки – бывшим студентам доверяют ответственные участки работы, им есть чему учиться, куда расти, а широкий диапазон типологий проектируемых объектов позволяет все время быть в тонусе. Сам же юбиляр убежден: «У нас настолько счастливая профессия, что она выглядит как высокооплачиваемое хобби».

Татьяна Пашинцева для archi.ru