Марина Глушатова. Креативный подход | officenext.ru, 18.03.2011
Своими размышлениями о новых тенденциях в создании корпоративных интерьеров поделился архитектор Сергей Эстрин.
Какие новые подходы в организации офисного интерьера вы используете и считаете перспективными?
Сегодня большинство офисных пространств организованы по принципу open space. Поэтому, чтобы заставить интерьер жить, мы стараемся создать «пульсацию» пространства — чередование зон с компактным размещением людей и пустых, открытых зон. Если растягивать сильно рабочую зону в open space, она превращается в скучный зал ожидания. Как этого не допустить?
Например, в офисе, который мы делали для крупной отечественной IT-компании, значительное количество сотрудников находится в стандартных блоках. Нам удалось убедить руководство в необходимости своеобразных «перебивок», которыми можно разделить большие блоки на визуально независимые зоны. Чтобы избежать монотонности, мы разграничили open space стеклянными и гипсокартонными перегородками (в плане образующими меандр), окрасили их в разные цвета, что оживило пространство и сделало его интересным. Благодаря использованию различных цветов, текстур, освещения нам удалось создать в этом офисе комфортную человечную среду.
Пример перспективного подхода к планировке не так давно я видел во Франции. В двухэтажном офисе по периметру разместили кабинеты, где люди сидят очень компактно, зато у каждого есть выход в большое двусветное пространство, — своеобразный центр неформальных коммуникаций. Оно активно используется и как кафе-столовая, и как место для работы в интернете, встреч и обсуждений. В данном случае в планировке выражена идеология компании, которая поощряет общение между разными отделами. Благодаря плотной рассадке, удалось высвободить значительную площадь. Конечно не у каждого есть такое двусветное пространство, но архитектор отталкивается от идеи, которая позволяет сначала поставить задачу-максимум, а потом что-то корректировать или придумывать.
Сейчас все чаще архитекторы стали говорить о «размывании границ»: существуют тенденции «одомашнивания» офисного интерьера, совмещения его с зонами релаксации. Каковы перспективы у этого направления?
Я считаю, что игровые зоны в офисе не особенно нужны. В начале проекта вы видите конкретную задачу в виде списка департаментов и людей, которых необходимо грамотно разместить. Но совсем исключить свободные зоны было бы не правильно. Если уже на самой первой стадии не заложить некоторый запас «для красоты», вы успешно «съедите» всю площадь, но ничего хорошего не получится. Прекрасно, если удается создать пространство для проведения welcome-party (в компании в 500 человек праздники могут случаться каждый день), сделать музей компании, какую-то галерею с выставкой, да хоть спортивные тренажеры поставить!
Если говорить о тенденции «одомашнивания», — она не так уж и нова. Доведенный до кристального выражения этой идеи рабочий интерьер я видел в Амстердаме, у владельца компании DTZ, Задельхоффа. Офис находился в жилом особняке, c прекрасными видами на каналы. Этот человек, зарабатывающий миллиарды, принимал посетителей в просторной гостиной, в которой не было рабочего стола, зато стояли необыкновенно удобные диваны, располагающие к спокойной беседе. Думаю, вряд ли кто отказался бы работать в подобной обстановке. Тем не менее, в наших реалиях лучше не смешивать «домашние» зоны с деловыми, а размещать какую-то неформальную мебель в зонах отдыха и общения, чтобы создать контраст с основным пространством.
Вопросы экономии сегодня по-прежнему актуальны. Однако желание через интерьер передать ценности бренда никуда не исчезает. Какие существуют способы создания креативного пространства минимальными средствами?
В такой ситуации имеет смысл активно использовать цвет, графические элементы, надписи, крупные декоративные формы. Например, одним из самых малобюджетных проектов у нас получился офис IBS. Для оформления больших витражных плоскостей в четырех атриумах, где расположены кофе-пойнты, мы использовали пленку c разноцветной печатью крупным растром. Каждый офисный блок, выходящий на атриум, имеет свой цвет — изумрудный, фиолетовый, оранжевый, к которому рисунок на витраже добавляет какой-то оттенок. Такое декоративное решение работает и на внутренне пространство офиса.
Получается, мы дважды используем эту пленку — и в интерьере, и в атриуме. На принтах нанесены различные тексты, соответствующие философии компании, и динамичные изображения, передающие идею преодоления препятствий. Что в таких решениях мне кажется важным? Когда бюджет строительства ограничен, архитектором должны быть найдены какие-то крупные формы, образные элементы. Пусть само нанесение изображения на пленку большого размера будет стоить достаточно дорого, но, если разложить эту сумму на квадратный метр, получается всего несколько долларов, что в конечном счете дает отличный результат при минимальных затратах.
А если отвлечься от денег, какие способы создания интересной среды можно использовать?
Одной из самых выразительных составляющих офисного интерьера, правда, часто и самой затратной, является освещение. Инженерию я бы сделал просто достаточной, а все остальные деньги потратил на свет. И даже не стал бы особенно волноваться по поводу отделочных материалов и мебели. Потому что при помощи освещения можно сделать очень многое.
В качестве примера могу привести наш проект центра исследований зрения The Vision Care Institute, где сущность бренда выражена в значительной мере именно таким образом.
В этом офисе есть светильники-«реснички», сделанные из плексигласа. Внутри каждой запаян светодиод со сроком службы 30 000 часов. Каждый светодиод подсвечивается системой, спрятанной внутри стены. Получается, что эти «реснички» светятся как бы сами по себе. В данном случае стоимость получилась совсем небольшая, потому что это всего лишь пластик. А пространство при этом только выиграло.
Также благодаря подсветке нам интересно удалось обыграть колонны. Изначально они были не особенно хороши, но мы натянули сверху мелкую сетку, которая дает легкую муаристость, организовали внутреннюю подсветку, и получилось, что колонны тоже выступают как светильники, задают ритм в интерьере. А могли бы просто место занимать.
Какие материалы сегодня актуальны, а какие — дань моде прошлого?
Типовые решения в корпоративных интерьерах получается из-за того, что люди рассчитывают на более-менее опытных подрядчиков и поставщиков материалов, у которых отработанные варианты технологий и предсказуемый результат. Действительно, очень страшно войти в какой-то проект, пообещать клиенту нечто невероятное, абсолютно новое, потратить его деньги, а получить совсем не то, что было на эффектных визуализациях. Не в последнюю очередь по этой причине многие предпочитают делать офисы из дорогих, «серьезных»,«проверенных» материалов, и результат получается традиционный. Но мы все время ищем новые решения.
Жилых интерьеров мы делаем мало, но как раз на них оттачиваем применение каких-то необычных материалов. Например, был частный проект, пентхаус, для которого мы придумали совершенно особенные драпировки. Около пяти километров бархатистой полоски были сшиты особым образом по нашему заказу и оформлены в тканевые скульптуры, которые подсветили снизу.
Шторы получились дорогие, потому что эта работа очень трудоемкая, но впечатление они производят удивительное — эту бархатистую, тяжелую вещь очень хочется взять в руки.
В другом проекте мы создали своеобразную декоративную оболочку, подсвеченную изнутри, c помощью которой удалось сделать цельным коридор с выступами сложной формы.
Изначально там был просто очень некрасивый проход. Мы сгладили перепады тонкой «скорлупой», скрывшей разномастные выступы. Получилось очень глубокое, интересное пространство, в котором создается ощущение, как будто идешь по солнечной аллее.
Нередко на какое-то нетривиальное решение наталкивает проблема. Так, однажды нам нужен был большой плоский светильник, который бы не «съедал» высоту. И мы закрепили под потолком плоскость с листочками сусального золота, которые приклеивали только за среднюю часть, оставляя края свободными. При движении воздуха они чуть колышутся, и пространство буквально оживает.
Но в корпоративных интерьерах рассчитывать на то, что красота офиса будет проявлена только тогда, когда будут применены дорогие материалы и решения, нельзя. Всегда имеют место ситуации, когда заказчик говорит, что будет альтернатива. На дорогие материалы нельзя «закладываться» изначально. Бессмысленно бороться с клиентом, если у него нет желания на что-то потратить деньги.
Очень важно для архитектора иметь возможность довести офис до окончательной реализации, поскольку только тогда получается то, что было задумано. К типичным заблуждением заказчика я бы отнес его уверенность в том, что он все понимает в архитектуре и дизайне. Когда архитекторов не допускают сделать последние штрихи при завершении объекта (например, клиент решил самостоятельно выбрать мебель, повесить шторы, постеры) — это, во-первых, всегда видно, а главное, — результат получается очень средний.
Как Вы видите офис будущего?
Мне довелось поработать в Америке, когда там только набирала силу идея бизнес-парков. Я видел их в разных местах, и всегда получал удовольствие от того, как разумно и комфортно они организованы. Наверно образ офиса будущего у меня из Калифорнии: прекрасно, когда есть парк, где расставлены невысокие, одно- или двухэтажные здания, из которых видны деревья, и можно работать, любуясь сменой сезонов. Тогда в офисе и не нужно делать никаких особенных интерьеров. В небоскребах, кстати, тоже хорошо. Мне очень понравилось в Чикаго. Я с другими архитекторами, работал на 43 этаже одного из зданий с видом на озеро Мичиган. Очень красиво! Хотя на каком-нибудь 15 этаже, наверно, все было бы не так интригующе.
Если говорить о функциональности пространства, то сложно представить себе что-то более организованное и безупречное, чем интерьер автокаравана, который мне однажды довелось увидеть. Все очень продуманно — каждый сантиметр превращен в полезное пространство, в функцию. Мне кажется, это гениально: устроить в маленьком прицепе гостиную, кухню, столовую, 3 спальни и ванную при общей ширине около 2,5 м, разрешенной на дорогах, да так, чтобы все это было красиво, удобно и недорого. У таких фургончиков сделаны выходы для подсоединения к водопроводу, канализации и электричеству. Достаточно к ним подключиться, и можно жить. А потом двигаться дальше. Хочется верить, что будущее офисных интерьеров — это сочетание комфорта, функциональности и яркой индивидуальности.
Материал подготовила Марина Глушатова для office next