Каждый проект для меня – вызов. Интервью с Константином Левиным | Сергей Коннов, Office Next
Генеральный директор «Мастерской Сергея Эстрина» Константин Левин стремится претворить в жизнь самую фантастическую идею архитектора.
Как можно сформулировать основное кредо мастерской?
Константин Левин: Мы заточены под индивидуальные проекты – один не должен быть похож на другой. Наши офисы должны жить и удивлять еще минимум лет десять, не устареть, не потерять актуальности. Чтобы этого достичь, приходиться работать на грани возможностей рынка, который, с одной стороны, помогает, с другой, не может предоставить всех необходимых для осуществления творческой задумки материалов. Каждый новый проект несет в себе массу новых элементов и новых приемов работы с разным отделочным материалом. Революционных новинок в последние годы не появляется и приходится обращаться непосредственно к команиям-изготовителям, вместе с ними что-то придумывать, изобретать. Именно для решения таких нестандартных задач в мастерской и был создан наш отдел. Его сотрудники, в большинстве своем, имеют инженерно-техническое образование, хорошо знают поставщиков, имеют опыт в строительных работах, готовы общаться с прорабами и могут оказать любую практическую помощь в реализации проекта.
На какой стадии подключается ваша команда?
К.Л.: Как только идея возникла, начинаем прорабатывать ее вместе с архитекторами. Творческая команда под руководством Сергея Эстрина разрабатывает концептуальную идею, а менеджеры моего отдела начинают подбирать поставщиков, запрашивать образцы, прорабатывать возможную технологию монтажа, отслеживают графики, финансовые вопросы и качество работ, при необходимости присутствуют на стройке и контролируют строителей. Наши архитектурные решения, способны поразить не только клиента, но и способны поставить в тупик подрядчиков. И для меня, как руководителя, каждый проект вызов – смогу я или нет.
Чем вы поражали и удивляли в последних проектах?
К.Л.: Например, сейчас мы работаем над входной группой башни «Евразия». Основным требованием стала, так называемая, «нулевая» пожарная безопасность, что существенно ограничило выбор материалов – бетон, плитка, металл. Но Сергей задумал очень красивый проект с панельными элементами под шпон в виде деревьев и листьев с отраженным светом. Оказалось, что реализовать эти идеи не просто. По нужной нам технологии панели производила только одна компания в Швеции, и то только стандартной формы. А нам необходимы были гнутые формы, 3D лепестки. Пришлось ехать на завод, общаться с производителем, искать решения, как согнуть материал, искать способы подсветить его и закрепить на потолке.
Если нам удастся в полной мере реализовать смелые задумки архитектора, тогда проект останется актуальным еще минимум лет десять.
Но для клиента работа вашего отдела, наверное, оборачивается дополнительными финансовыми затратами…
К.Л.: Совсем не обязательно. Наша задача – реализация понравившегося заказчику проекта как раз в рамках имеющегося бюджета. Иногда людей пугает само понятие «авторская архитектура». Но многие наши решения связаны с задумкой, а не с деньгами.
Например, недавний проект офиса компании Связной был очень творческим, но при этом совершенно простым в исполнении. Мы разработали съемные элементы с фотографиями, заменившие обычные шторы. Заказчику нужен был большой стол без ножек, чтобы его посетители могли свободно подсаживаться в любое место. Наша команда придумывала, как это реализовать, проработала технологию сборки со строителями. Получился стол, который при желании превращается в подиум: хочешь – сиди, хочешь – ходи.
Строители всегда справляются с реализацией ваших творческих идей?
К.Л.: Бывает, что нет. Недавно мы делали непростую по конфигурации входную зону в офисе компании Johnson & Johnson: рецепция с двумя коридорами по бокам. Одним из элементов заказчик захотел видеть светильники в виде «ресничек», которые уже использовались в их предыдущем офисе. На этот раз мы слегка изменили их вид, выстроив кривую линию «волной» с определенным расстоянием и углом наклона «ресниц». Получив 50 светильников с монтажными узлами, строители решили сами установить их. Но вывести из перекрытия элементы в нужной точке и под углом 196 градусов они не смогли. Заказчик, конечно, остался недоволен и решил совсем отказаться от идеи. Но ведь на ней была построена вся концепция интерьера! За какие-то пять дней наши менеджеры смогли решить проблему: с потолочных ниш сняли лекало, сделали профиль из крашеного МДФ, закрепили реснички и подняли профиль к потолку. Все! Вот для разрешения таких ситуаций и существует наша команда.
Получается, что вы в основном работаете с производителями каких-то «штучных» решений…
К.Л.: Нет, как раз наоборот. Наша задача — взять какой-то серийный продукт и нестандартно его использовать. Например, в нашем проекте «Волна», который, кстати, стал победителем архитектурной части европейского тура премии European Property Awards 2013, был задумал стол из кориана с камином и живым огнем в конце. Первоначально его предполагалось накрыть стеклянной трубой радиусом 80 см – как раз на ширину стола. Однако в процессе изучения рынка выяснилось, что невозможно получить цельное стекло такого радиуса и при такой высоте. Как быть? Отказываться от идеи? Я долго подбирал материалы и практически случайно нашел трубы из кварца, которые используются на заводе для регулировки давления масла. Мы просто купили эти трубы и стали экспериментировать с ними. В результате вместо одной стеклянной трубы в проекте появилась необычная конструкция. Это и нестандартное использование самых обычных материалов.
Насколько я знаю, стол и камин не единственные и не самые сложные решения, разработанные вами для этого проекта…
К.Л.: Конструктивно самым сложным оказалось сделать саму «волну» высотой в 4,5 м и длиной в 12 м. Казалось, что реализовать эту задумку просто невозможно. Но постепенно были найдены все решения. Стеклянные элементы производились на трех разных заводах в Германии, отдельно разрабатывали и реализовывали сложную систему крепежа. А из чего сделать пену на гребне? Мы пробовали крепить крашеный гипсокартон, пластик, пересмотрели все существующие материалы, но они просто губили проект. Решение пришло случайно – кусочки битого оплавленного хрусталя – такая технология в интерьере раньше никем не использовалась.
Кто является основным заказчиком подобных уникальных проектов?
К.Л.: Нельзя назвать какую-то одну группу – мы работаем с банками, юридическими фирмами, крупными бизнес-центрами и даже с государственными компаниями, например, с Аэрофлотом и РЖД. Проекты приходят как от управляющих компаний, так и непосредственно от заказчиков.
Если цена проекта не устраивает клиента, вы готовы от чего-то отказаться?
К.Л.: Иногда да, но чаще мы стараемся объяснить заказчику, что это не просто интерьер, а «лицо», образ. И далеко не всегда на этом стоит экономить. Хотя иногда экономия оказывается вполне уместна. Например, реализацию одного из наших последних проектов, холл офисного здания, строители оценили в 280 000 долл., заказчик услышав цену готов был отказаться от реализации идеи, мы тут же отреагировали, задействовали многих поставщиков, изучив разную методику и технологию нашли решение, после чего пересчитали смету с использованием других материалов, и стоимость сразу снизилась до 60 000 долл. Все остались довольны.
Вы почувствовали, что в связи со сложной экономической ситуацией сегодня заказчики реже готовы тратить серьезные суммы на реализацию творческих амбиций?
К.Л.: Теоретически это так, но в нашей практике таких случаев почти нет. Если уникальные проекты стоят практически столько же, сколько стандартные, вполне понятно, что именно они становятся гораздо более желанными для заказчиков. Всегда можно придумать эффектное и недорогое решение, которое сделает пространство выигрышным, запоминающимся, отличным от других. Получается, что наша цель в данном случае точно совпадает с целью тех, кто к нам обращается.
Интервью — Сергей Коннов, специально для Office Next