Анна Мартовицкая. Канон vs современность: миссия выполнима | archi.ru, 26.07.2012
Весной этого года Архитектурная мастерская Сергея Эстрина была приглашения к участию в закрытом тендере на разработку дизайн-проекта Сретенской духовной семинарии. Одним из обязательных требований тендерного задания было современное решение общественных пространств учебного заведения.
Как известно, одним из проектов, принесших Сергею Эстрину широкую известность, стала реконструкция синагоги на Большой Бронной. Именно этот объект и стал поводом для приглашения архитектора к участию в новом тендере: заказчики, даже при том, что являются представителями другой конфессии, очень высоко оценили неординарный творческий подход Эстрина к разработке образа культового сооружения.
Семинарию планируется построить в самом центре Москвы, в непосредственной близости от Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Для этих целей руководству учебного заведения в мае 2010 года было передано здание школы N1216 на улице Большая Лубянка. Построенное в сталинское время, оно имеет соответствующее архитектурно-планировочное решение, которое в целом (габариты, несущие конструкции) предполагается сохранить. При этом работы по реконструкции уже ведутся: соответствующий проект был создан еще несколько лет назад в недрах «Моспроекта-2» и вполне предсказуемо предписывает «оживить» массивный объем декором в псевдорусском стиле. Часть этих элементов уже изготовлена и, собственно, «примерив» их непосредственно на здание, заказчики признали, что попытка скрестить столь разные стили смотрится несовременно и не соответствует статусу одного из лучших учебных заведений страны, воспитывающих будущих священнослужителей. Именно поэтому и было принято решение о проведении тендера на новый дизайн-проект семинарии. Ее девиз звучит как «У традиции есть будущее», соответствующим образом было сформулировано и тендерное задание: в интерьере должны были найти отражение «современный ракурс при взгляде на канонические традиции» и «открытость современному миру во всем его многообразии».
А поскольку проект реконструкции уже существовал, тендер проводился в пробном уменьшенном формате: участникам было предложено разработать дизайн-проект лишь двух общественных пространств: входного вестибюля и главной рекреации на второй этаже, в которую выходят аудитории и конференц-зал. Расчет организаторов прост и понятен: сначала попробовать переделать один небольшой пятачок площади (200 кв.м. из почти 3000), а если предложенные идеи понравятся, то поручить победителю работу над всеми интерьерами будущей семинарии. Сергей Эстрин признается, что подобная тактика показалась ему интересной и разумной. «Получился конкурс концепций в миниатюре, — рассказывает архитектор. – Работая над обликом всего двух помещений, мы стремились заложить в проект приемы и идеи, которые при необходимости могут быть развиты в масштабах всего здания. Плюс нас, конечно, привлекла предоставленная свобода творчества – было очень интересно размышлять над образом современного духовного учебного заведения, не будучи стесненными необходимостью следовать классическим канонам».
Как вспоминает Сергей Эстрин, образ внутренних пространств духовной семинарии родился у него с самых первых эскизов. Во многом он наследует аскетичное решение интерьеров самого Сретенского монастыря, но эта аскеза «пересказана» языком современных приемов и материалов. Большую роль здесь сыграли и исходные данные: холл второго этажа – это просторное помещение, в плане имеющее форму вытянутого прямоугольника, по центральной оси которого расположены очень массивные прямоугольные же колонны. Этим жестким вертикалям архитектор стремился противопоставить подчеркнуто парящую – «возвышающую» – пластику потолка и стен. С помощью пластин белого кориана, волнами пущенных поверх гладких поверхностей, Сергей Эстрин не только смягчает изначальную геометрию помещения, но и создает современную интерпретацию столь характерных для русской храмовой архитектуры элементов, как арки и своды. Широкие полотнища этого пластичного материала он чередует с полосами шириной с колонны: первые трактованы как холсты, на которые могут быть нанесены любые «тематические» изображения, вторые зонируют помещение, визуально превращая однообразный коридор в парадную анфиладу. Усилить это впечатление помогают спрятанные за пластинами светильники – рассеянный свет, как будто струящийся исподволь, придает вестибюлю не только торжественность, но и еще большее сходство с монастырскими интерьерами.
Есть здесь и другие «заимствования» из храмовой архитектуры: высокие деревянные двери овальной формы, балкончик в виде апсиды, круглые подсвеченные углубления в потолке, имитирующие барабаны куполов, и план канонического храма, выложенный на мраморном полу. Что же касается столь неотъемлемой части внутреннего убранства любого храма, как настенная роспись, то здесь архитектор предложил сразу два возможных сценария – для подлинных артефактов (или экранов, которые будут их демонстрировать) зарезервированы места на колоннах, а на «холсты» из кориана Эстрин наносит условные, почти эскизные изображения святых и храмов, правда, делает он это не краской, а с помощью узких прорезей, подсвеченных изнутри.
«Фактически в этом проекте мы разделили старое и новое – колонны одели в «солидное» дерево, а стены и потолок «натянули» на существующий каркас как новую кожу», – поясняет Сергей Эстрин. Нужно отметить, что этот проект вызвал самый живой интерес со стороны заказчика, однако победа в тендере команде Эстрина присуждена не была. Тендер вообще ничем не закончился, т.к. в последний момент руководство семинарии решило отказаться от идеи выполнить интерьеры учебного заведения в современной стилистике. А жаль, поскольку предложение Сергея Эстрина убедительно доказывает, что современные материалы и архитектурно-планировочные приемы ничуть не хуже классических способны создать атмосферу, необходимую для духовного развития.
Текст Анна Мартовицкая для archi.ru