Татьяна Пашинцева. Бесконечная линия поиска | archi.ru, 21.05.2014
С 29 апреля по 16 мая в московской галерее Unique Floors прошла выставка графики архитектора Сергея Эстрина.
Выставка рисунков Сергея Эстрина стала первой экспозицией нового цикла под названием «Хобби архитектора» – инициативы владельца галереи Unique Floors Федора Белобородова. Всего на ней было представлено около 20 графических работ, выполненных в разных техниках: как традиционных (перо, сухая кисть, уголь, отмывка, пастель, фломастеры), так и уникальных, к числу которых можно отнести роспись сусальной медью и рисунок по фольге. Как рассказал Архи.ру сам Сергей Эстрин, рисование для него является именно хобби, и в этом смысле выставка как нельзя более точно соответствует названию всего цикла. «Если бы это была коммерческая работа, то все просто: использовал несколько наработанных приемов, «настрогал» как можно больше работ и вперед, продавать. Но я главную прелесть нахожу именно в том, что можно никуда не гнать и пробовать разные техники. Пером, кистью, окурком или палкой, – словом, все, что в голову придет. Можно даже бумагу художественно поджигать. Мне все время хочется попробовать что-то новое – материал, технику. Когда эксперимент получается, испытываю невероятное удовлетворение и драйв. Например, оказалось, что серебристая фольга на черном фоне смотрится очень выразительно».
Эстрин с удовольствием делится своими находками и открытиями. Так, на недавней лекции в Союзе архитекторов (в рамках конкурса «АрхиГрафика») он с большим воодушевлением рассказал аудитории про все методы, которые использует. «Я бы и сам с удовольствием ходил на мастер-классы, – признается архитектор. – К сожалению, большинство мастер-классов ограничиваются тем, что показывают определенные приемы, тогда как очень хочется развития, разнообразия».
Такая неожиданная грань рисования была продемонстрирована и в рамках этой выставки. На открытии, при большом стечении гостей – коллег, друзей и партнеров архитектора – состоялось дефиле: показ платьев, блуз и сумок, расписанных Сергеем. По его словам, ткань – совершенно особый материал, на котором краска ведет себя совершенно иначе. Да и готовые рисунки на одежде, в движении, воспринимаются иначе – например, неожиданно открывается перспектива улицы, уходящая в вырез ткани. Эстрин уверен: добиться такого эффекта при росписи ткани, из которой только потом будет сшито платье, невозможно, поэтому он свои рисунки наносит на уже готовые вещи, без эскизов и подложек под ткань. «Эскизы никогда не делаются. Это особое ощущение «а-ля прима» – когда идею, которая у тебя в голове и руке, сразу переносишь на основу. Если сначала перевести рисунок на ткань, а потом его обвести, то все теряется – он получится не живым, без души».
Интересно, что краску для росписи ткани художник нередко использует и для графических работ, распределяя ее мастихином. И вновь получается очень интересно: материал проявляет себя с неожиданной стороны – кроющая краска, при надавливании мастихина становится прозрачной и образует живописные, фактурные мазки.
Представленные на выставке работы объединяет архитектурная тематика: «портреты» конкретных построек и городов, а также собирательные и фантазийные образы – от средневековых улочек до мегаполисов будущего. Еще одно общее свойство всех рисунков Сергея Эстрина – монохромность. «Цвет – очень сильный и интересный прием, но я для себя еще не исчерпал всю глубину многохромности, пока такие работы кажутся мне более выразительными и цельными. Возможно, впоследствии я и буду что-то делать в цвете, но в какой-то другой форме», – говорит автор. Впрочем, пара ярких работ масляной пастелью в экспозицию все же попала – написанные почти неоновым цветом, они стали для архитектора опытом в новой технике.
Не так важно, прорисовывает ли Сергей Эстрин досконально уютные улочки старых городов или показывает перспективу выразительными пятнами, без контуров: во всех своих работах он сохраняет главное – остроту взгляда, искреннее любопытство и страсть к постижению нового пространства, как правило, рукотворного, что архитектору наиболее близко еще и с профессиональной точки зрения.
текст: Татьяна Пашинцева