Анна Мартовицкая. Скоростное проектирование | archi.ru, 04.08.2011
В рекордно короткие сроки «Архитектурная мастерская Сергея Эстрина» разработала проект новых офисов двух «дочек» РЖД – Федеральной пассажирской компании и Второй грузовой компании. С момента получения заказа на проектирование и до начала строительства прошел всего один месяц.
Столь сжатые сроки объяснялись условиями аренды: даже на неделю отложенный переезд грозил заказчику серьезными убытками. Поэтому РЖД целенаправленно искала архитектурное бюро, которое согласится на подобный «спринтерский забег». «Поначалу сроки выполнения проекта показались нам невозможными, – признается Сергей Эстрин. – Но мы все-таки решили взяться за этот проект, в том числе и из спортивного интереса – сможем или нет. Обеспечить столь высокую скорость работы мы смогли, во-первых, подключив к ней практически всех сотрудников мастерской, а во-вторых, составив предельно продуманный график этапов разработки проекта и его согласования с заказчиком».
Итак, за месяц «Архитектурная мастерская Сергея Эстрина» успела выполнить сначала эскизное, а зачем рабочее проектирование, подготовить всю документацию для строительного тендера и выбрать подрядчика. Архитекторы вспоминают, что работали практически без выходных, параллельно доводя до ума сразу несколько разделов проекта – одна только распечатка всей документации заняла около недели, а для того, чтобы оперативно доставить ее на стройплощадку, понадобилась «Газель». Москва, конечно, славится совсем безумным ритмом, но подобная оперативность – это все же безусловный рекорд. И, конечно, без слаженной и очень качественной работы всех членов команды проектировщиков он вряд ли был бы возможен, особенно если учесть, что площадь проектируемого объекта составляет 23 тысячи квадратных метров.
Если говорить об этапах большого пути, то схема работы над проектом выглядела так. Сначала архитекторы сделали эскизный проект и визуализации открытых рабочих пространств, а параллельно утвердили с заказчиком стандартную спецификацию материалов. Из числа последних были исключены все мокрые процессы: в интерьере обеих компаний не используется ни кирпич, ни стяжка, вообще ничего из того, что долго сохнет, – это позволило здорово уменьшить время реализации проекта. Сразу после того, как спецификация была утверждена, мастерская начала делать бюджетную оценку – считать все предстоящие расходы на материалы и инженерию, поскольку заказчик поставил не только жесткие временные рамки, но и серьезные ограничения по стоимости квадратного метра офиса. Параллельно с расчетами были заказаны фанкойлы, ковры и светильники – то есть все то, что обычно поставляется в течение 2-3 недель, – и началось рабочее проектирование стандартного этажа (в качестве примера был выбран седьмой, всего же этажей 11), а как только оно было выполнено, появилась возможность для подготовки и проведения строительного тендера.
«Лимит стоимости квадратного метра, заданный заказчиком, был едва ли не более жестким, чем временные рамки разработки проекта, – вспоминает Сергей Эстрин. – Вписаться в него мы смогли лишь за счет того, что большая часть каждого этажа – это open space, а значит, не было необходимости «тащить» слишком много коммуникаций и «разветвлять» их по кабинетам». Это позволило авторам проекта не экономить на производителях – в проекте использованы фанкойлы Carrier, вентиляционные решетки Trox, трубы Rehau, светильники Sylvania и «Световые технологии». «При таких сжатых сроках проектирования самым главным для нас оказалось то, что и архитектуру, и инженерию мы полностью делали сами, – комментирует Сергей Эстрин. – Мы понимали, что только при таком условии успеем разработать проект, и, к счастью, заказчик с этим согласился». Сказались подобные сверх сжатые сроки и на том, как шла реализация проекта: фактически авторам приходилось бывать на стройплощадке ежедневно, для того чтобы лично разъяснять подрядчику все нюансы проекта, а не ждать, пока тот разберется сам.
Архитекторы сделали все возможное для того, чтобы ограниченный бюджет не сказался на облике корпоративного интерьера. Поскольку работа велась над дизайном офисов сразу двух компаний, были разработаны решения, схожие типологически, но различающиеся по цветовой гамме. И там и там в основу интерьера легла классическая черно-белая схема, в одном случае дополненная корпоративным красным цветом, а в другом – синим. Варьируются и оттенки ковровой плитки, использованной в качестве напольного покрытия: в обоих случаях темные и светлые «квадраты» чередуются в шахматном порядке, но где-то это более серая, графитовая гамма, а где-то – серо-синяя. В качестве основного элемента декора использованы большие графические панно – изображения поездов, от старинных тепловозов до современных «Сапсанов», а также названия пунктов их назначения нанесены на пленку и украшают собой стены, разделяющие open space и кабинеты, переговорные и кухни. Формируется уникальный характер каждого этажа и с помощью дверей – где-то они черные, где-то белые, где-то красные, причем комбинации ни разу не повторяются.
Отдельного упоминания заслуживают VIP-зоны обеих компаний – в их интерьере доминирует натуральное дерево, создающее очень комфортную палитру от нежно-медового до темно-шоколадного оттенков. Узкие потолочные светильники здесь объединены в пары таким образом, что недвусмысленно напоминают шпалы, а для оформления зон ресепшн здесь используется декоративный камень. Общая площадь VIP-пространств составляет 3 тысячи квадратных метров: их проект разрабатывался и согласовывался с заказчиком чуть дольше, поэтому отделочные работы в этой части офиса еще ведутся. А вот основные этажи обеих компаний уже сданы в эксплуатацию. Рядовые сотрудники, отмечающие сейчас переезд, кажется, и не надеялись на то, что новый офис будет готов так быстро, однако предельная организованность архитекторов и их завидная работоспособность сделали возможным самое невероятное.
Текст Анна Мартовицкая для archi.ru