Управляемый занос или правила общения архитектора и заказчика | OFFICE NEXT MOSCOW, 21.01.2013
Интерьерные решения должны были отвечать эмоциональному настрою команды, подчеркивать ее открытость, и в тоже время быть максимально функциональными
Российская компания ENTER — это федеральная, активно развивающаяся розничная сеть и первый мультиканальный ритейлер России. Молодой коллектив, амбициозные планы, нацеленность на динамичное развитие и креативный подход к решению задач — все эти составляющие должны были найти свое отражение в рабочем интерьере.
Среди множества зон для переговоров и общения нет двух похожих. Так что для любого типа совещаний можно подобрать интерьер в нужном настроении. На начальном этапе помещения в БЦ «Донской», где компания арендовала площадь, были все практически одинаковые — серые, скучные, однообразные; сроки проекта — сжатые, а арендные каникулы — небольшие. В таких вполне стандартных для российской действительности условиях нужно было обеспечить высокую плотность и в то же время организовать свободное и разнообразное пространство.
В любом проекте важно настроиться на одну волну с заказчиком. Здесь же было важно пойти намного дальше: поддержать эмоциональный настрой, дать возможность заказчику для самореализации и при этом не выйти за рамки ГОСТов, жестких ограничений по срокам и бюджету.
Предложений и идей было много, большинство из них заказчику понравились, в какой-то момент он и сам включился в «игру», и все решения в итоге принимались коллегиально. Для многих проектов это смерть, а здесь совместное творчество пошло только на пользу. Был предложен мост с подвешенными разделительными перегородками, невероятно широкий стол-подиум, переговорные с подушками и пуфами вместо стульев (самая большая Агора в виде амфитеатра. В рабочих зонах типа open-space выделили небольшие функциональные пространства, стилизованные под телефонные и душевые кабины, использовали неординарное оформление санузлов. Важно отметить, что большое количество элементов планировки в итоге помогло улучшить акустику в открытом пространстве.
Некоторые решения, такие как, например, столовая на цокольном этаже, потребовали серьезных проработок и достройки некоторых внешних элементов здания. Для ENTER именно формирование индивидуальных особенностей позволило вписаться в бюджет, не отказываясь от желанных идей.
Архитектор Сергей Эстрин, автор проекта: «Все больше компаний акцентируют внимание на функциональной эмоциональности рабочих пространств, а не просто на красоте входной зоны и VIP-помещений. Cвязано это, прежде всего, с борьбой, которая ведется за профессионалов в разных областях. Помимо зарплат и социальных пакетов все большее значение имеет многоуровневая корпоративная культура и отношение компании к сотрудникам, в том числе комфорт и атрибутика рабочего места. Однако ни сроки, ни стоимость проектов существенно не изменились, что существенно усложняет работу архитектора. В связи с этим мы выработали для себя определенные правила, которыми руководствовались в том числе и на проекте «Enter Связной».
Правило первое: проверка совместимости. Уходя на высокие обороты убедитесь, что вы с клиентом на одной волне. Опытный архитектор знает, что идеальных клиентов не существует, также как и нет идеального проекта. И тем не менее проекты, в которых и архитектор и заказчик имеют схожие взгляды и эмоционально близки заведомо приносят качественные результаты. Высказывание «оставайся собой», которое довольно банально звучит, вовсе не утратило своей актуальности. И дело совсем не в том, что не нужно подстраиваться под клиента и стоять на своем, или, наоборот, полностью принять его точку зрения, речь скорее о том, что для создания чего-то действительно хорошего и интересного важно знать, что обе стороны думают в одном направлении. В таком проекте архитектор может реализовать идею, которая является отражением не только желания клиента, но и результатом его собственного видения.
Правило второе: оболочка не предопределяет наполнение.
Зачастую мы сталкиваемся с тем, что входя в то или иное пространство невольно попадаем в определенные рамки и ограничения. Большинство интерьерных решений диктуются внешним обликом знания. Конечно, свобода в реализации идей присутствует, но линейная одноуровневая связь оболочки и наполнения наиболее легко укладывается в восприятии заказчика и нет необходимости идти на риск «совмещать несовместимое». Однако, для архитектора работа с пространством и сведением несовместимых на первый взгляд решений является неотъемлемой частью профессии и собственно творчества. Каждый конкретный случай уникален, и возможности для реализации каждого проекта основаны на множестве технических ограничений и специфических особенностей клиента. Тщательная проработка всех деталей дает на выходе абсолютно разные не всегда ожидаемые, но однозначно нетривиальные и качественные результаты.
Правило третье: выслушивая, что хочется, предлагай только то, что возможно. Любое творчество должно быть подчинено ГОСТам и СНиПам. Какие бы фантастические идеи не приходили в голову, и на что бы не соглашался заказчик, профессиональный архитектор всегда должен помнить о нормах, правилах и стандартах, без которых ни один проект не будет реализован. Поэтому в первую очередь, нужно оценить все ограничения и найти возможность компенсировать недостающее за счет скрытых резервов».
Текст — Мария Веденичева OFFICE NEXT